ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра региональной
экономики и управления
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор
по учебной работе
____________________А.В.
Пантюк
«___»
________________2005 г.
По дисциплине:
Специальность: 061000 –
Государственное и муниципальное управление
Рассмотрено
и одобрено
На
заседании кафедры
Протокол №
__ от ____________
Зав.
кафедрой
___________А.И.
Гаврилов
Нижний
Новгород
2005 г.
I.Организационно-методический раздел
1.Автор
программы: доцент Васильев Алексей Алексеевич
2.
Цель дисциплины – обучить, привить и развить у студентов (слушателей):
аналитические
и профессиональные административные
навыки;
знания
основ теории и практики и научного подхода к муниципальному управлению;
знания
методов анализа и оценки социально-экономических процессов и положения
муниципальных образований;
умения
выявлять и объяснять закономерности и принципы, реализуемые в муниципальном
управлении;
умения
самостоятельно искать и осваивать новейший материал по муниципальному
управлению;
навыки
решения различных местных проблем;
мышление,
необходимое для эффективной деятельности на муниципальной и государственной
службе.
3.
Включение
дисциплины в образовательные программы различного уровня |
Кол-во часов |
Профессиональное
образование |
72 |
Профессиональная
переподготовка и заочное обучение |
28 - 36 |
Повышение
квалификации |
72 - 162 |
4.
Являясь комплексной дисциплиной, оно, во-первых, тесно взаимосвязано с блоком
управленческих дисциплин, особенно с государственным и региональным
управлением; во-вторых, с блоком правовых дисциплин, особенно муниципальным
правом; в-третьих, с блоком экономических дисциплин, особенно с региональной
экономикой; в-четвертых, с блоком общественных дисциплин; в-пятых, с блоком
математических дисциплин и рядом других дисциплин.
5.Требования к уровню подготовленности
лиц, успешно завершивших обучение по программе:
знать нормативные акты,
регламентирующие муниципальное управление, закономерности и принципы
функционирования субъекта и объекта муниципального управления;
уметь анализировать существующую социально-экономическую ситуацию;
знать существующие методы муниципального управления, правильно их выбирать и сочетать, уметь применить на практике;
формировать местную политику в различных сферах муниципального образования, отвечающую потребностям и интересам населения;
обладать
навыками рационального управления местными социально-экономическими процессами,
организации местной и муниципальной систем управления;
владеть
методами совершенствования управления в соответствии с современными тенденциями
социально-экономического развития.
II.
Содержание курса
Тема 1.Теория муниципального управления – как наука
Тема 2. Система и элементы, объект и субъект муниципального управления
Системы
местного самоуправления. Место муниципального управления в системе
местного самоуправления. Система
муниципального управления .Элементы подсистем муниципального управления.
Структура субъекта и объекта муниципального управления. Типология
муниципальных образований (округов, районов). Муниципальное образование -
социально-экономическая система.
Тема 3.Миссия цели и задачи муниципального управления
Миссия муниципального управления. Миссия муниципального образования. Цели муниципального управления. Формирование «древа» целей муниципального
управления. Задачи муниципального управления.
Тема 4.Законы, закономерности и принципы муниципального управления
Понятия
законов, закономерностей и принципов муниципального управления. Законы,
учитываемые в муниципальном управлении. Закономерности муниципального
управления. Принципы муниципального управления.
Тема 5.Связь теории муниципального управления с другими науками
Связь
теории муниципальное управление с конкретными науками.
Контрольные вопросы:
1. Из каких основных частей
состоит муниципальная наука и их содержание?
2. Отражение муниципальных
проблем в посланиях Президента.
3. Содержание этапов развития
теории муниципального управления.
4. Характерные черты
муниципального управления.
5. Содержание и соотношение
понятий “местное самоуправление”, “муниципальное управление”, “муниципальный
менеджмент”.
6. Взгляды различных авторов на
содержание понятия «муниципальное управление».
7. На чем базируется
муниципальное управление?
8. Объекты муниципального управления.
9. Что является объектом и
предметом теории муниципального управления?
10. Содержание методов теории
муниципального управления?
11. Системы местного
самоуправления и муниципального управления и их взаимосвязь.
12. Субъектное основание
основных видов управления.
13. Структура субъекта
муниципального управления.
14. Органы муниципального
управления и их полномочия.
15. Структура объекта
муниципального управления.
16. Типология муниципальных
образований.
17. Свойства муниципальных
образований как социально-экономических систем.
18. Структура основных элементов
муниципального образования.
19. Подсистема управленческих
элементов муниципального управления.
20. Подсистема субъективных
элементов муниципального управления.
21. Миссия муниципального
управления и муниципального образования, определение, содержание и значение.
22. Понятие и свойство цели.
23. Цели муниципального
управления.
24. Содержание понятия “уровень
жизни”.
25. Содержание понятия “качество
жизни”.
26. Иерархия целей
муниципального управления.
27. Виды целей муниципального
управления.
28. Основные требования, предъявляемые
к целям муниципального управления.
29. Построение дерева целей.
30. Определение и уровни задач
муниципального управления.
31. Главные задачи
муниципального управления и их содержание.
32. Законы, учитываемые в
муниципальном управлении.
33. Законы управления.
34. Закономерности
муниципального управления.
35. Содержание и характеристика
принципов муниципального управления.
36. Общие принципы
муниципального управления и их содержание.
37. С какими науками у теории
муниципального управления существует тесная связь и в чем она проявляется?
Тема 1.Российская и советская
Исторические
корни Российского самоуправления. Советский период самоуправления.
Тема 2.Англосаксонская муниципальная система
Зарождение
англосаксонской муниципальной системы. Основные принципы организации местной
власти.
Тема 3. Континентальная (французская) муниципальная система
Принципы
организации местной власти. Межмуниципальная кооперация. Самоуправление на
уровне департаментов и регионов.
Тема 4. Смешанная муниципальная система
Организация коммунального самоуправления в
Германии. Статус и основные
типы общин в Германии. Деятельность
общин. Районный уровень
самоуправления.
Контрольные вопросы:
1. Местное управление в России
до 1917 года.
2. Советская система местного
управления.
3. Характеристика системы
Советов.
4. Реформы местного
самоуправления в России.
5. Основные характеристики
англосаксонской муниципальной системы.
6. Муниципальная система
Великобритании.
7. Муниципальная система США.
8. Полномочия мэра во
французской муниципальной системе.
9. Межмуниципальная кооперация
во Франции.
10. Уровни местного
самоуправления во Франции.
11. Статус и основные типы общин в Германии.
12. Деятельность общин в Германии.
13. Объединения общин в Германии.
Тема 1. Содержание понятий технология,
социальная технология, управленческая технология и технология муниципального
управления
Тема 2 Функции муниципального управления
Тема 3 .Методы муниципального управления
Понятие, классификация и виды методов управления. Административно-распорядительные и правовые
методы муниципального управления. Экономические методы муниципального управления. Социально-психологические методы управления.
Тема 4. Процесс муниципального управления
Сущность и содержание процесса муниципального управления. Особенности и эффективность управленческих
решений.
Контрольные вопросы:
1. Соотношение понятий
технология, социальная технология и муниципальная технология и их содержание.
2. Определение и классификация
функций.
3. Состав и содержание
универсальных функций управления.
4. Определение и содержание
функции муниципального управления.
5. Факторы, влияющие на состав
и значение функций муниципального управления.
6. Основные функции
муниципального управления и их содержание.
7.
Классификация и виды методов управления.
8.
Определение и содержание методов муниципального управления.
9.
Содержание экономических методов муниципального управления.
10.
Содержание административно-распорядительных и правовых методов муниципального
управления.
11.
Содержание социально-психологических методов муниципального управления.
12.
Процесс муниципального управления.
13.
Классификация управленческих решений.
Особенности и эффективность управленческих решений
Тема 1.Управление муниципальным хозяйством
Тема 2. Управление муниципальным имуществом
Тема 3 .Управление муниципальными финансами
Тема 4.Управление социально-культурной сферой
Понятие
социально-культурной сферы. Структура социально-культурной сферы. Органы управления
социально-культурной сферы. Разграничение полномочий муниципальных и
региональных органов в социально-культурной сфере.
Тема 5. Управление муниципальным персоналом
Понятие
управления персоналом. Этапы управления
персоналом. Принципы управления персоналом. Органы управления муниципальным
персоналом. Планирование деятельности органов местного самоуправления.
Организация труда муниципальных служащих.
Тема 6. Управление гражданской обороной и в чрезвычайных ситуациях
Организация
комиссии по ЧС. Основные задачи, функции и права комиссии по ЧС. Состав
комиссии. Организация работы комиссии.
Тема 7. Управление развитием муниципального образования
Понятие
развития муниципального образования. Основные принципы развития. Планы и
программы развития и их структура. Органы управления развитием муниципального
образования.
Тема 8. Взаимодействия региональной и муниципальной власти
Понятие
взаимодействия. Основные принципы взаимодействия. Основные направления
взаимодействия. Основные формы взаимодействия. Муниципальные органы,
осуществляющие взаимодействие. Программы государственной поддержки развития
муниципальных образований.
Контрольные вопросы:
1.
Структура муниципального хозяйства.
2.
Функции управления предприятиями муниципального хозяйства.
3.
Состав муниципального имущества.
4.
Содержание и направления управления муниципальным имуществом.
5.
Реестр муниципальной собственности.
6.
Этапы управления муниципальным персоналом.
7.
Принципы управления персоналом.
8.
Структура финансовых средств муниципального образования.
9.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании и его стадии.
10.
Принципы формирования местного бюджета.
11.
Казначейское исполнение местного бюджета.
12.
Управление муниципальными ценными бумагами и вкладами.
13.
Управление муниципальными инвестициями.
14.
Структура социально-культурной сферы муниципального образования.
15.
Деятельность органов местного самоуправления в конкретной системе
социально – культурной сферы муниципального образования.
16.
Основные принципы развития муниципального образования.
17.
Основные разделы планов социально-экономического развития муниципального
образования.
18.
Органы управления гражданской обороны муниципального образования.
19.
Принципы и формы взаимодействия государственной и муниципальной власти.
Понятие
муниципальной политики. Субъекты муниципальной политики. Средства, смысл и основа муниципальной политики.
Основные сферы муниципальной политики.
Тема 2. Муниципальная политика в экономической сфере
Понятие
экономической сферы. Основные элементы экономической сферы. Органы,
разрабатывающие и реализующие муниципальные политику в экономической сфере.
Направления и содержание муниципальной политики в экономической сфере. Местное экономическое развитие.
Тема 3. Муниципальная политика в социальной сфере
Понятие
социальной сферы. Основные элементы социальной сферы. Органы, разрабатывающие и
реализующие муниципальные политику в социальной сфере. Направления и содержание
муниципальной политики в социальной сфере.
Тема 4. Муниципальная политика в политической сфере
Понятие
политической сферы. Основные элементы политической сферы. Органы,
разрабатывающие и реализующие муниципальные политику в политической сфере.
Направления и содержание муниципальной политики в политической сфере.
Тема5. Муниципальная политика в духовной сфере
Понятие
духовной сферы. Основные элементы духовной сферы. Органы, разрабатывающие и
реализующие муниципальные политику в духовной сфере. Направления и содержание
муниципальной политики в духовной сфере.
Контрольные вопросы:
1.
Основные понятия муниципальной политики.
2.
Основные сферы муниципальной политики.
3.
Содержание муниципальной политики.
4.
Объекты экономической сферы муниципального образования.
5.
Инструменты муниципальной экономической политики.
6.
Принципы муниципальной экономической политики.
7.
Содержание муниципальной политики в экономической сфере муниципального
образования.
8.
Объекты социальной сферы муниципального образования.
9.
Содержание муниципальной политики в социальной сфере муниципального
образования.
10. Объекты политической сферы
муниципального образования.
11. Содержание муниципальной
политики в политической сфере муниципального образования.
12. Объекты духовной сферы
муниципального образования.
13. Основные принципы
муниципальной культурной политики.
14. Содержание муниципальной политики
в духовной сфере муниципального образования.
Тема 1.Нормативно-правовое обеспечение
Документы международного права. Этапы развития федерального законодательства
о местном самоуправлении. Региональные
правовые акты. Муниципальные
правовые акты. Приведение
муниципальных правовых актов в соответствие с Федеральным законом №131-ФЗ.
Тема 2. Организационные формы и структуры муниципального управления
Организационные
формы муниципального управления. Организационные структуры муниципального
управления. Определение структуры новых органов местного самоуправления.
Тема 3. Территориальная
организация муниципального управления
Территории
муниципальных образований. Территориальное устройство местной власти в регионах. Реформа
территориальной организации местной власти.
Тема 4. Финансово-экономическое обеспечение муниципального управления
Экономическая
основа муниципального управления. Финансовая основа муниципального управления. Бюджетное
устройство на муниципальном уровне.
Тема 5 .Информационное обеспечение муниципального управления
Понятие,
признаки и классификация информации. Организация информационного обеспечения. Электронный
муниципалитет. Городская целевая программа «Электронный Нижний Новгород».
Тема 6. Техническое обеспечение муниципального управления
Понятие
и классификация средств техники управления. Классификация
информационно-технических систем.
Тема 7. Кадровое обеспечение муниципального управления
Специфика
кадрового обеспечения муниципального управления. Правовая основа муниципальной
службы. Муниципальные кадры. Показатели кадрового состава муниципальной службы.
Контрольные вопросы:
1. Источники муниципального
права.
2. Международные правовые акты
по местному самоуправлению и их содержание.
3. Содержание этапов развития
российского законодательства о местном самоуправлении.
4. Региональное
законодательство о местном самоуправлении.
5. Муниципальные правовые акты.
6. Приведение муниципальных
актов в соответствие с новым законодательством.
7. Организационные формы
осуществления муниципального управления.
8. Организационные структуры
муниципального управления.
9. Матричные организационные
структуры.
10. Программно-целевые
организационные структуры.
11. Новые структуры
муниципальных органов.
12. Территории муниципального
образования.
13. Виды земель, составляющих
территорию муниципального образования.
14. Модели территориального
устройства местной власти в России.
15. Реформа территориальной
организации местной власти.
16. Объекты муниципальной
собственности.
17. Местный бюджет.
18. Экономическая основа
муниципального управления.
19. Финансовая основа
муниципального управления.
20. Информация, и ее основные
признаки.
21. Информационное обеспечение
муниципального управления.
22. Классификация технических
средств обеспечение муниципального управления.
23. Классификация
информационно-технических систем.
24. Электронный муниципалитет –
содержание и реализация.
25. Специфика муниципального
кадрового обеспечения.
26. Определение муниципальной
должности.
27. Основные задачи
муниципальной службы.
28. Основные принципы
муниципальной службы.
29. Муниципальные кадры и их структура.
Тема 1 .Сущность и понятие эффективности управления
Эффект
и эффективность в управления. Содержание эффективности муниципального
управления.
Тема 2. Критерии и показатели эффективности муниципального управления
Общие
подходы к определению критериев и показателей. Критерии и показатели
эффективности муниципального управления.
Тема 3. Научная организация муниципального управления
Природа
управленческого труда. Основные направления научной организации муниципального
управления.
Тема 4 .Методы повышения эффективности муниципального управления
Творческий
метод повышения эффективности управления. Коллективные методы повышения
эффективности управления.
Контрольные вопросы:
1. Эффект и эффективность, их
содержание.
2. Классификация эффективности.
3. Понятие эффективности
муниципального управления.
4. Критерии эффективности
объекта управления.
5. Критерии эффективности
субъекта управления.
6. Система показателей
эффективности субъекта управления.
7. Критерии эффективности
муниципального управления.
8. Показатели-индикаторы
социально-экономического положения муниципальных образований.
9. Предмет, орудия и продукт
управленческого труда.
10. Категории управленческих
работников и содержание их деятельности.
11. Направления НОТ
муниципальных служащих.
12. Принципы НОТ муниципальных
служащих.
13. Содержание творческого
метода повышения эффективности.
14. Содержание коллективных
методов повышения эффективности.
15. Суть метода общественной
дискуссии.
16. Суть метода “за – против”.
17. Суть метода деловой игры.
18. Суть метода “мозговой
атаки”.
19. Суть метода «Дельфи».
Тема 1. Консультирование муниципальных органов
Муниципальный
консалтинг. Муниципальный коучинг.
Тема 2. Менеджмент качества в муниципальном управлении
Основы менеджмента качества. Реализация
менеджмента качества в государственных и муниципальных органах.
Тема 3. Бенчмаркинг в муниципальном управлении
Содержание бенчмаркинга. Бенчмаркинг
в государственном и муниципальном управлении.
Тема 4. Реинжиниринг муниципального управления
Понятия инжиниринга и реинжиниринга. Реинжиниринг муниципального управления.
Тема 5. Муниципальная логистика
Логистики
– как управленческая наука. Цели и задачи муниципальной логистики.
Тема 6 .Муниципальный маркетинг
Основные
направления муниципального маркетинга. Маркетинг территории муниципального образования.
Тема 7. Стратегическое планирование в муниципальном управлении
Основы стратегического планирования. Муниципальные
политики основные этапы стратегического
планирования.
Тема 8.Стратегическое управление муниципальным образованием
Содержание
стратегического управления. Реализация стратегического управления на
муниципальном уровне.
Тема 9. Проектный подход к муниципальному управлению
Управление
проектами. Проекты в муниципальном управлении.
Структура муниципальной целевой программы.
Тема 10. Управление по результатам
Содержание
управления по результатам. Использование управления по результатам в
муниципальном управлении.
Тема 11. Бюджетирование, ориентированное на результат
Основные элементы бюджетирования,
ориентированного на результат. Преимущества использования бюджетирования, ориентированного на
результаты.
Место ТОС в территориальном управлении. ТОС в системе местного самоуправления. Система территориального общественного самоуправления. Основные различия ОМС, ОТОС и ООС.
Основы и функции ТОС. Эффективное взаимодействие местной
власти и ТОС. Организация
социального партнерства в
муниципальном образовании. Выгоды от организации
ТОС.
Тема 13. Фандрайзинг в муниципальном образовании
Сущность фандрайзинга. Оформление заявки на
финансирование.
Контрольные вопросы:
1.
Причины возникновения муниципального консалтинга.
2.
Формы реализации муниципального консалтинга.
3.
Использование коучинга в местной администрации.
4.
Содержание и основные принципы «менеджмента качества».
5.
Реализация менеджмента качества в государственных и муниципальных
органах.
6.
Бенчмаркинг – содержание и направления.
7.
Понятие и содержание реинжиниринга.
8.
Реинжиниринг процесса муниципального управления.
9.
Содержание, задачи и функции муниципальной логистики.
10.
Основные направления муниципального маркетинга.
11.
Маркетинг территории.
12.
Содержание стратегического планирования.
13.
Этапы местного стратегического планирования.
14.
Поведенческие стили в стратегическом управлении.
15.
Характеристики стратегического подхода к муниципальному управлению.
16.
Примерная структура муниципальной целевой программы.
17.
Общие признаки управления проектами.
18.
Причины использования проектного управления в муниципальном
образовании.
19.
Этапы процесса управления по результатам.
20.
Основные отличия управления по результатам от обычного управления.
21.
Бюджетирование, ориентированное на результат и его преимущества.
22.
ТОС в системе местного самоуправления.
23.
Система ТОС.
24.
Основы ТОС.
25.
Формы взаимодействия местной власти и ТОС.
26.
Программа повышения эффективности взаимодействия местной власти и ТОС.
27.
Содержание понятия и область применения фандрайзинга.
Темы рефератов:
1.
Муниципальная наука – различные подходы.
2.
Взаимосвязь частей муниципальной науки.
3.
Эмпирические знания в муниципальной науке.
4.
Теоретические знания в муниципальной науке.
5.
Мировоззренческий компонент муниципальной науки.
6.
Практическая часть муниципальной науки.
7.
Проблемы муниципального управления в Посланиях Президента.
8.
Взаимосвязь этапов развития теории муниципального
управления.
9.
Важность первого
этапа развития теории муниципального управления.
10.
Систематизация
и формализация собранных и наблюдаемых данных и процессов, составление их типологии
в работах российских ученых.
11.
Понятийный
аппарат муниципального управления в работах российских ученых.
12.
Муниципальные законы и закономерности, зависимости и принципы в работах
российских ученых.
13.
Методологии
исследования различных процессов, с целью решения существующих проблем
муниципального управления в работах российских ученых.
14.
Анализ
существующих теоретических разработок и различных методологий в сфере
муниципального управления, их практическое применение и эффективность.
15.
Обоснование содержания основной категории муниципальной
науки – «муниципальное управление».
16.
Обоснование содержания основной категории муниципальной
науки – «муниципальный менеджмент».
17.
Взаимосвязь понятий «местное самоуправление»,
«муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент».
18.
Объект муниципальной науки.
19.
Предмет муниципальной науки.
20.
Методы муниципальной науки.
21.
Система местного самоуправления.
22.
Элементы муниципального управления.
23.
Анализ субъекта муниципального управления.
24.
Анализ объекта муниципального управления.
25.
Система муниципального управления.
26.
Типология муниципальных образований.
27.
Муниципальное управление социально-экономическими
системами.
28.
Свойства социально-экономических систем.
29.
Миссия муниципального управления.
30.
Миссия муниципального
образования.
31.
Цели муниципального управления.
32.
Формирование древа муниципальных целей.
33.
Механизм муниципального целеполагания.
34.
Иерархия муниципальных целей.
35.
Задачи муниципального управления.
36.
Реализация законов управления в муниципальном управлении.
37.
Законы различных наук в муниципальном управлении.
38.
Проявление закономерностей в муниципальном управлении.
39.
Реализация принципов муниципального управления.
40.
Влияние различных наук на теорию муниципального управления.
1.
История местного управления в России.
2.
Советский опыт местного управления.
3.
Муниципальные системы зарубежных стран.
4.
Влияние англосаксонской муниципальной системы на
российскую.
5.
Особенности континентальной муниципальной системы.
6.
Российская и германская системы самоуправления, сходство и
различие.
7.
Системы технологий и их влияние на муниципальную.
8.
Содержание функций муниципального управления в свете нового
законодательства.
9.
Эффективность решений на муниципальном уровне.
10.
Особенности и эффективность управленческих решений.
11.
Взаимосвязь методов и объектов муниципального управления.
12.
Экономические методы муниципального управления.
13.
Административно-распорядительные методы муниципального управления.
14.
Социально-психологические методы муниципального управления.
15.
Структура и содержание процесса муниципального управления.
16.
Различные взгляды на муниципальное хозяйство.
17.
Реформа ЖКХ на муниципальном уровне.
18.
Роль муниципального имущества в развитии муниципального образования.
19.
Состав муниципального имущества в свете нового
законодательства.
20.
Совершенствование бюджетного процесса на муниципальном уровне.
21.
Методы привлечения инвестиций в муниципальное образование.
22.
Реформа муниципальной системы образования.
23.
Культура, как фактор развития человеческого потенциала
муниципального образования.
24.
Влияние муниципальной системы здравоохранения на продолжительность
жизни граждан.
25.
Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне.
26.
Занятость населения, как результат муниципальной
экономической политики.
27.
Реализация закона о защите прав потребителей на
муниципальном уровне.
28.
Муниципальный персонал, как важный фактор муниципального
управления.
29.
Влияние органов ГК ЧС на стабильность ситуации в
муниципальном образовании.
30.
Развитие муниципального образования, как фактор
стабильности муниципальной власти.
31.
Влияние нового законодательства на взаимодействие
региональных и муниципальных властей.
32.
Влияние уровня главы муниципального образования на
муниципальную политику.
33.
Развитие муниципального права в России.
34.
Новые формы организации муниципального управления.
35.
Взаимосвязь размера муниципального образования и
организационных структур управления.
36.
Территориальной устройство местной власти в свете нового
законодательства.
37.
Проблемы реализации нового закона о местном самоуправлении.
38.
Влияние нового закона на экономическую основу
муниципального управления.
39.
«Электронный муниципалитет», как форма гражданского
общества.
40.
Техническое вооружение управленческого труда – фактор повышения
эффективности муниципального управления.
41.
Влияние системы РАГС
на кадровый состав муниципальной службы.
42.
Основные направления деятельности ТОС.
43.
Основы деятельности ТОС.
44.
Реализация системы ТОС в муниципальном образовании.
45.
Организация деятельности ТОС.
1.
Классификация эффективности муниципального управления.
2.
Подходы к содержанию эффективности муниципального
управления.
3.
Критерии и показатели эффективности управления на региональном
и муниципальном уровне.
4.
Различные подходы к критериям и показателям эффективности
муниципального управления.
5.
Индикаторы социально-экономического положения муниципальных
образований.
6.
Предмет, орудия и продукт труда муниципальных служащих.
7.
Возрождение научной организации труда муниципальных
служащих.
8.
Влияние НОТ на эффективность муниципального управления.
9.
Реализация принципов НОТ в организации труда муниципальных
органов.
10. Рационализация
технологии и процесса муниципального управления.
11. Проблемы муниципального
управления и способы их разрешения.
12. Использование
коллективных методов повышения эффективности муниципального управления.
13. Инструменты
совершенствования муниципального управления.
14. Направления
развития муниципального управления.
15. Менеджмент в
муниципальных органах.
16. Примеры
муниципального консалтинга.
17. Формы и методы
муниципального консалтинга.
18. Теория и
практика коучинга муниципального персонала.
19. Использование
менеджмента качества в государственном и муниципальном управлении.
20. Зарубежный опыт
реализации менеджмента качества в государственном и муниципальном управлении.
21. Влияние
бенчмаркинга на эффективность муниципального управления.
22. Реинжиниринга
процесса муниципального управления : необходимость и реализация.
23. Теория и практика реинжиниринга процессов на
муниципальном уровне.
24. Логистика в
муниципальном хозяйстве.
25. Муниципальный
маркетинг, содержание и подходы.
26. Реализация муниципального маркетинга,
направления и эффективность.
27. Теория и
практика маркетинга муниципального образования.
28. Стратегическое
планирование развития муниципального образования, как фактор стабильности.
29. Стратегическое
планирование развития муниципального образования, как результат взаимодействия
секторов муниципальной экономики.
30. Муниципальные
целевые программы, как составная часть стратегического планирования.
31. Стратегическое
управление, как инструмент реализации потенциалов муниципального образования.
32. Стратегический
подход, как фактор преимущества муниципального образования.
33. Реализация
проектного подхода в муниципальном управлении.
34. Реализация
бюджетирования ориентированного на результат в региональных и муниципальных
органах.
35. Использование
управления по результатам на муниципальных предприятиях.
36. Совет
общественного самоуправления, как орган управления территорией.
37. Влияние нового
законодательства на развитие системы территориального общественного
самоуправления.
38. Муниципальные
социальные гранты, как фактор поддержки ТОС.
39. Система ТОС в
муниципальном образовании в современных условиях.
40. Фандрайзинг в
системе поддержки НКО муниципального образования.
Реферат является
самостоятельным библиографическим исследованием студента, носящим
описательно-аналитический характер. Реферат готовится студентом в качестве
обзора отечественной и иностранной литературы, подобранной в соответствии с
темой реферата. В реферате необходимо произвести оценку различных работ и
сделать выводы. Структурно реферат состоит из: введения, где должна быть
освещена актуальность, цели и задачи реферата; основной части, где в 2-3 главах,
рассматриваются основы рассматриваемой проблемы, анализ различных взглядов и
направления развития; заключения, где делается вывод из изложенного текста.
Объем реферата – 15-20 страниц машинописного или 20-25 рукописного текста, не
считая приложений.
Курсовая работа является самостоятельным,
выполненным под руководством преподавателя, научным исследованием одного из
актуальных вопросов муниципального управления.
Курсовая работа
является одним из важнейших видов учебно-педагогического процесса. Она способствует укреплению
связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, их взаимному
обогащению, выступает необходимым средством усиления целенаправленности
профессиональной подготовки студента. Эта работа имеет целью систематизацию,
закрепление и расширение теоретических знаний, формирование у студента умений и
навыков самостоятельно анализировать социально-экономические, политические и
управленческие процессы, формулировать и аргументировать выдвигаемые положения,
делать обоснованные выводы и рекомендации.
Она базируется на изучении законов,
постановлений правительства, нормативных и методических материалов,
литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и
статистических данных.
Задачи, решаемые студентами при написании
курсовых работ по дисциплине «Муниципальное управление»:
- изучить литературу, нормативно-правовых
акты, справочные, научные, документальные и другие источники по избранной
тематике, желательно и зарубежные;
- сделать самостоятельно анализ основных
концепций, положений по изучаемой теме, отраженных в публикациях отечественных
и зарубежных ученых и специалистов-практиков;
- изложить четко и последовательно свои
взгляды в ходе анализа проблем муниципального управления, показать свои
способности творчески применять свои знания, увязывая их с существующей
практикой;
- углубить и закрепить собственные знания
по курсу управленческих дисциплин;
- изучить имеющийся практический опыт
(отечественный и рубежный) по выбранной теме, при этом сделав анализ
документов, фактических данных и показателей, характеризующих деятельность
органов муниципального управления.
Через написание курсовой работы у студента появляется серьезная возможность для расширения и углубления своих
знаний, получения необходимого
опыта самостоятельного теоретического исследования.
Курсовая работа является не только итогом
самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем муниципального
управления, но и подготовительной ступенью к написанию дипломной работы, которая вполне может быть выполнена на основе
данной курсовой. Курсовая работа может быть подготовлена по одному, двум
вопросам, исследуемым в дипломной работе, или быть изложением ее основной
концепции и важнейших положений.
Студенты выполняют курсовую работу под
руководством преподавателя кафедры регионального и муниципального управления.
Выполненная работа представляется в одном экземпляре на указанную кафедру для
проверки. При условии положительной оценки преподавателем, курсовая должна быть
защищена студентом на практическом занятии.
Если работа соответствует предъявляемым
требованиям, преподаватель оценивает ее положительно, то он в виде рецензии
сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит
переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в
рецензии.
К сдаче экзамена по курсу «Муниципальное
управление» студенты допускаются лишь при условии успешной защиты курсовой
работы.
Курсовая работа студенту не возвращается и
хранится на кафедре регионального и муниципального управления не менее года.
В
курсовой работе должны быть реализованы следующие требования:
1. Показано
знание теории вопроса, основных понятий темы. Студент должен показать свою теоретическую подготовку, в
изложении каждого вопроса должна быть включена теоретическая характеристика
используемых категорий и понятий. Такой подход - непременное условие
положительной оценки представленной работы. Разумеется, работа только выиграет
от использования фактов, конкретных материалов. Однако на данном этапе обучения
приоритет отдается овладению теоретическими знаниями.
2. Выявлены
основные подходы, взгляды, концепции по рассматриваемой теме и их анализ. В
настоящее время в российском обществе, и в специальной литературе ведутся
дискуссии о путях и особенностях реализации реформы местного самоуправления. По
многим вопросам местного самоуправления, не только ученые, но и практики и
политические деятели высказывают разные точки зрения. Необходимо изложить
имеющиеся в литературе подходы по исследуемой проблеме и сделать их критический
анализ.
3. Продемонстрировано наличие собственной позиции и ее аргументация.
В курсовой работе студент на основе изученной литературы, нормативных правовых
актов должен определить свою точку зрения по спорному вопросу и аргументировать
ее. Она может совпадать с одной из обсуждаемых, либо вообще не совпадать
ни с одной – быть полностью авторской.
4. Проявлена логичность и доказательность в изложении материала. Выполнение курсовой
работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного
вопроса каждой главы. Содержания должно быть раскрыто доказательно,
научно-аргументированно, а не декларативно. Здесь важно проявить
соответствующую избирательность при отборе фактического материала, его
систематизации, необходимо обратить внимание на стиль изложения, что бы текст
был лаконичным и четким, особенно следует обратить внимание на формулировку и
точность терминологии.
5. Проявлена самостоятельность и творческий подход в выполнении работы. Широкое
использование литературы и других источников ни в коем случае не должно
заменять собственный стиль и собственный поиск решения проблемы. В значительной
мере самостоятельность и творческий подход обуславливаются правильным выбором темы
исследования.
6. Необходимо присутствие практических предложений. В ходе подготовки
курсовой работы целесообразно обратить внимание на новые, поисковые идеи,
высказанные другими авторами и по возможности сформулировать свои
самостоятельные суждения, предложения и рекомендации по исследуемой проблеме.
Данное требование обуславливается также тем, что при работе над будущей
дипломной работой очень большое значение придается проектной части и навыки по ее
разработке необходимо формировать уже здесь, в этой работе.
7. Правильное
оформление работы. Текст курсовой работы предъявляется только в печатном
виде и ее оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к
печатным работам.
Невыполнение данных требований служит
основанием для снижения оценки курсовой работы или возврата ее студенту на
доработку.
Курсовая работа по курсу «Муниципальное
управление» должна содержать следующие
элементы: титульный лист, оглавление,
введение, основную часть, (состоящую из глав и вопросов), заключение, список используемой и рекомендуемой
литературы и приложения.
Объем курсовой работы должен составить 30-35 страниц печатного текста.
Титульный лист и
оглавление выполняются в соответствии с типовыми правилами
вуза.
Во
введении автор должен показать актуальность избранной темы, степень ее
разработанности в российской и зарубежной литературе. Здесь же необходимо
определить объект и предмет исследования, сформулировать задачи, которые будут
решаться в работе. Введение должно быть кратким (1-3 страницы).
В основной части излагается содержание темы. Эту часть
рекомендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность проблемы.
Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной
разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно
правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первая глава обычно
связана с теоретическими, правовыми и методологическими аспектами проблемы. Вторая
посвящена анализу изучаемого явления, выявлению его исторических, национальных,
местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию рассматриваемых проблем
и т.д. В последней главе предлагаются практические рекомендации по
совершенствованию системы муниципального управления или деятельности
администрации в контексте рассматриваемой темы. При этом необходимо сохранить
логическую связь между главами, последовательность раскрытия темы.
Объем каждой главы должен составлять 8-12
страниц печатного текста.
Заключение (1-2 страницы) представляет собой
изложение результатов курсовой работы. В нем автор подводит итоги исследования,
в соответствии с выдвинутыми во введении задачами курсовой работы, делает
теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.
В конце курсовой работы в определенной
последовательности составляется список
литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и
других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы.
В курсовой работе возможно приложение, где размещаются
необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета,
бланк интервью и т.п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки),
расчеты, не вошедшие в основной текст. Материал, включенный в приложение к
курсовой работе, согласуется с руководителем и в общий объем работы не включается.
Выполнение курсовой работы должно
осуществляется по следующим этапам:
1. Выбор и согласование темы.
2. Поиск и изучение литературы; подготовка
библиографического списка.
3. Составление плана курсовой работы.
4. Сбор и обработка фактического, статистического,
иллюстративного материала и их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм,
рисунков.
5. Написание и редактирование текста в
соответствии с планом курсовой работы.
6. Оформление и сдача курсовой работы на
кафедру.
7. Ознакомление с рецензией на курсовую
работу, корректировка и подготовка к защите.
8. Защита курсовой работы.
Изучение дисциплины "Муниципальное
управление" осуществляется студентами в течение одного семестра. Все этапы
работы проводятся в течении этого семестра, когда начитывается теоретический
курс и ведутся практические занятия. Оформленная и подписанная автором курсовая
работа сдается методисту на кафедру регионального и муниципального управления.
Защита курсовой работы организуется на последних семинарских занятиях.
1. Тема курсовой
работы выбирается студентом
самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются
кафедрой регионального муниципального управления (см. темы курсовых работ). В
отдельных случаях студенту предоставляется право самому предложить тему, не
включенную в список, однако этот выбор необходимо согласовать с преподавателем.
От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы,
но и вообще возможность ее выполнения.
При выборе темы студенту рекомендуется
придерживаться следующих правил:
• сложность
вопроса. Написание работы по сложным темам поможет студентам более глубоко
разобраться в наиболее трудных проблемах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы
в знаниях, проверить свои возможности;
• научный
интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес слушателей и могут
быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы
(подготовке статей, докладов, диссертации);
• подготовка
дипломной работы. Курсовая работа, написанная по дисциплине "Муниципальное
управление", впоследствии может быть основой теоретической части дипломной
работы, что особенно важно в условиях ограниченности времени. Поэтому
следует учесть такую возможность при выборе темы курсовой работы. Выполнение
дипломного проекта на основе курсовой работы является оптимальным вариантом в
любом случае;
• ориентация
на профессиональную деятельность. Для студентов целесообразно выбирать тему
курсовой работы, которая была бы связана с их работой. Выполнение тем,
связанных с практической работой, имеет двойное преимущество: это повышает
уровень профессиональной деятельности и облегчает исполнение курсовой работы,
так как автор сможет для подтверждения теоретических положений широко
использовать фактический материал своего учреждения;
• наличие
достаточного количества источников и литературы. До окончательного выбора темы
необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по
данной проблеме. Соответственно выбор темы может быть определен наличием или
возможностью доступа студента к соответствующим источникам и литературе.
К другим
критериям можно отнести актуальность темы (научная, и практическая ценность),
собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.
2. После выбора
темы необходимо самостоятельно составить
список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту
работу следует с исследования рекомендованной кафедрой регионального и
муниципального управления перечня литературы. При составлении
библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими
каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в
журналах за год в последнем номере того или иного журнала.
Некоторая часть
литературы, а также нормативные документы и периодические издания по вопросам
местного управления хранятся на кафедре регионального и муниципального
управления.
При написании
курсовой работы необходимо:
- изучить
научные труды, монографии российских
и зарубежных ученых по данной проблеме;
- изучить статьи по избранной теме,
опубликованные в журналах:
"Городское управление",
"Экономика и управление", "Государство и право",
"Муниципальная власть", "Муниципалитет",
"Чиновникъ" и другие.
Изучение периодической литературы следует
начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих
вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.
3. После подбора и изучения литературы
студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более
полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее
структурой. Составленный план работы необходимо обязательно обсудить со своим
преподавателем.
4. Сбор и
обработка материала. Для
написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические
материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих
процессах и явлениях в системе местного управления нашей страны. Источниками
получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники,
различные информационные бюллетени по вопросам муниципального управления, итоги
выборов; отчеты местных органов власти и др.
В ходе сбора данных могут применяться
различные методы исследования: анкетирование, тестирование, устный опрос
(интервью), индивидуальная беседа. Важную роль здесь также может сыграть анализ
документов исследуемого муниципального органа, использование собственных
материалов, собранных при прохождении производственной практики. В некоторых
случаях возможны эксперименты (апробация), математическое моделирование,
использование технических средств.
5. После того, как подобрана и изучена
литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан
конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы.
Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь слушатель должен
проявить умение самостоятельно писать, делать обобщения, выводы и конкретные
предложения. На этом этапе можно конкретизировать план
работы, разбивая узловые вопросы на разделы и подразделы. Изложение и
обоснование формулируемых положений и выводов дипломного исследования
осуществляется на конкретном фактическом материале, с учетом анализа
документов, цифровых данных, результатов социологических исследований, анкетных
опросов, публикаций в печати, а также на основе личного опыта практической
деятельности студента. При этом важно сохранить логическую связь между
параграфами, последовательность раскрытия темы. Каждый параграф завершается
краткими выводами.
6. Оформление и
сдача курсовой работы на кафедру. После написания и оформления работы студент должен подписать ее,
поставить дату и сдать на кафедру. Последний срок сдачи курсовой работы за 10
дней до дня последнего семинара.
7. Подготовка к
защите. За несколько дней до
защиты студент должен ознакомиться с рецензией на свою работу и в случае
необходимости побеседовать с преподавателем дисциплины "Муниципальное
управление".
Рецензия на курсовую работу слушателя содержит:
• общую характеристику работы;
• указание на степень самостоятельности
работы;
• анализ недостатков содержательной части работы и оформления;
•конкретные рекомендации по устранению
замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом.
В рецензии на курсовую работу может не
содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в
форме вывода;
"Работа допускается к защите"
или "Работа не допускается к защите". Окончательная оценка дается
после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом
переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.
Работа не
допускается к защите, если:
• она не носит самостоятельного характера,
списана из литературных источников
или у других авторов;
•основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;
•в тексте содержатся ошибки, научный
аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.
Таким образом, подготовка к защите
курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение
дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.
8. Защита
курсовой работы. В ходе защиты курсовой работы студенту необходимо
показать хорошее владение материалом конкретной темы, умение отвечать на
вопросы, ориентироваться в содержании работы.
Оценку "отлично" получают работы,
в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные
выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического
материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме. Такие работы, как правило выставляются на
конкурс студенческих научных работ как внутри вуза, так и межвузовский конкурс
работ.
Оценка
"хорошо" ставится в том случае, когда в работе, выполненной на хорошем теоретическом уровне, полно и
всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.
Оценку "удовлетворительно" заслуживают работы, в которых
правильно освещены основные вопросы темы, но нет логически стройного их
изложения, содержатся отдельные ошибочные положения.
Оценку "неудовлетворительно" студент получает в случае, когда
не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии
дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом
случае студенту предстоит повторная защита.
Защита и оценка курсовой работы - это
подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к
экзамену по муниципальному управлению.
Оформление курсовой работы должно соответствовать вузовскому стандарту
оформления письменных работ.
Дипломное
проектирование — завершающий этап в подготовке специалиста, в его
профессиональном становлении. При выполнении дипломного проекта студент должен
проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных
разделах основных, профилирующих дисциплин, способность активно использовать
полученные знания, в том числе и в области компьютеризации, работать с
различной литературой, использовать современные методы анализа и технико-экономических
расчетов, умение ставить эксперимент и использовать современные методы
исследования, обосновывать решения, прогнозируя их последствия.
Целями дипломного
проектирования являются:
расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование
профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных,
политических и экономических задач, развитие умений и навыков самостоятельного
умственного труда;
проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной
работе на современном производстве или в области культуры.
К дипломной
проекте (работе), как итогу завершающего этапа обучения студента, на основе
которой выявляется степень профессиональной подготовленности, предъявляются
следующие требования:
ü
работа должна иметь теоретическую базу, соответствующую
современному состоянию науки;
ü
в работе исследуемая тема должна быть представлена
всесторонне, должен быть дан анализ конкретных направлений деятельности органов
муниципального управления, муниципальных предприятий и организаций с указанием
положительных и отрицательных сторон их деятельности;
ü
работа должна продемонстрировать умение дипломника
связывать теорию с практикой, его владение современными подходами к
управленческой деятельности;
ü
работа должна содержать конкретные предложения,
направленные на совершенствование как деятельности, так и структуры
муниципальных органов, предприятий и организаций, выявление резервов
дальнейшего повышения эффективности их деятельности;
ü
изложение материала в работе должно быть грамотным,
логичным и последовательным;
ü
оформление должно соответствовать общепринятым требованиям;
ü
объем должен составлять 63-138 страниц машинописного
текста, с учетом приложений.
Дипломный проект –
это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой
студенты решают конкретные производственные
задачи, соответствующие профилю деятельности и
уровню образования специалиста. В ВУЗах студенты выполняют также дипломные работы,
отличающиеся
от дипломных проектов учебно-исследовательским характером поставленной задачи.
Темы
дипломных проектов определяются выпускающими кафедрами, как правило, с учетом
реальных потребностей (см. перечень тем дипломных
проектов (работ). Студенту
предоставлено право выбора темы. Он может и сам предложить тему дипломного
проекта с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
В
задании на выполнение дипломного проекта выдаются исходные данные (объекты
наблюдений, исследования, цели и задачи и т.п.), а также методика сбора
материалов, основная литература по теме проектирования, перечень подлежащих
разработке вопросов, рекомендуется примерный перечень графических материалов.
Задание на дипломное проектирование составляет руководитель проекта и
утверждает заведующий кафедрой.
Процесс
дипломного проектирования проходит в логической последовательности по таким
этапам: изучение исходных материалов и данных для проектирования, выполнение
собственно проекта производственного или научного объекта, проверка качества и
оценка проекта.
Полная
самостоятельная разработка новых, особенно комплексных тем, систем может
оказаться непосильной одному студенту и вследствие уровня его подготовки, и
вследствие того, что решение подобных задач требует совместных коллективных
усилий высококвалифицированных работников. Однако студент-дипломник обязан
максимально изучить все новое, что появилось в теории и практике, и по мере
возможности использовать эти достижения в своем проекте.
Опыт
показывает, что наиболее способные студенты самостоятельно и глубоко
разрабатывают отдельные вопросы комплексной системы, особенно в тех случаях,
когда разработка общей темы осуществляется для какой-либо организации.
Руководителю нужно поощрять студентов к включению в дипломные проекты
элементов научного исследования.
Защита
дипломных проектов происходит на заседании государственной аттестационной
комиссии (ГАК). Председателя ГАК назначает министерство высшего и среднего
специального образования субъекта из числа ведущих специалистов в данной
области или крупных ученых. Персональный состав ГАК утверждает ректор вуза.
Защита
дипломного проекта должна состоять в кратком изложении (7-10 минут) сущности
выполненной работы, аргументированных доводов в защиту своих решений, четких
ответов на вопросы членов ГАК. Защита дипломных проектов позволяет оценить не
только качество подготовки специалиста, но и педагогическую деятельность кафедры
в целом.
Напоминание:
научный руководитель не является соисполнителем дипломного проекта и редактором
текста диплома.
Дипломный проект должен содержать
следующие основные элементы:
Титульный лист (заполняется согласно
стандарту).
Задание
на ДП (заполняет и расписывается дипломник в соответствии с
будущим содержанием ДП, подписывает руководитель и визирует зав. кафедрой).
Отзыв руководителя ДП (В нем отмечается
соответствие содержания проекта заданию;
актуальность и значимость выбранной темы, степень самостоятельности в
выполнении задания; уровень
проявленных знаний и умений; проект анализируется с точки зрения наличия новых организационно-экономических
решений, грамотность их разработки,
экономической эффективности,
практической реализуемости, степени использования новых научных исследований и
передового опыта; отмечается
качество оформления таблиц, графиков и рисунков, текста дипломного проекта и его приложений, проект оценивается).
Внешняя рецензия оформляется руководителем (или его замом) организации
занимающейся решением исследуемых в ДП проблем и направлений (В ней, помимо отмеченного выше в отзыве, отмечают достоинства или недостатки проекта, возможность присвоения дипломнику
квалификации, предусмотренной учебным планом специальности, дают оценку в
баллах).
Аннотация (краткое содержание ДП,
буквально по предложению на каждый вопрос, почти оглавление).
Оглавление (не более 2-х уровней, 2-5
глав, разница в количестве вопросов в главах не более 1).
Введение (актуальность, цель ДП и решаемые
при этом задачи, которые и есть будущие главы и вопросы в них).
Глава 1. Теоретическая часть исследуемого
процесса (теория – что это такое?, история – откуда возникло и как
развивалось?, правовая – какими правовыми актами регламентируется, его место в
ряду других) 2-4 вопроса.
Глава 2. Аналитическая часть (состояние
исследуемого процесса, противоречия, тенденции развития, отвечает на вопросы
кто, что и как делает?), содержит 3-4 вопроса.
Глава 3. Проектная часть, включает
всестороннее обоснование комплекса организационно-экономических мер по
устранению выявленных противоречий и определению путей дальнейшего развития
событий, а также обоснование его эффективности (как правило, представляют собой
программы, планы или мероприятия по развитию), содержит 2-3 вопроса.
Заключение (на основе выводов, согласно
тексту ДП, даются предложения или рекомендации по развитию или
совершенствованию, весь текст ДП обосновывает выводы и рекомендации).
В
тексте должны быть обязательно ссылки на источники из перечня литературы.
Список литературы (30-60, федеральные и
региональные нормативные акты обязательны).
Примерный объем ДП
Табл.9.1.
Содержание |
Объем
(стр.) |
Титульный лист |
1 |
Аннотация |
1 |
Оглавление |
1 |
Введение |
2-4 |
Глава 1. Теоретическая
часть |
15-25 |
Глава 2. Аналитическая
часть |
20-30 |
Глава 3. Проектная часть |
20-30 |
Заключение |
2-4 |
Список литературы |
1-3 |
Приложения |
0-40 |
Всего |
63-138 |
В заключении ДП подписывается дипломником
после рекомендаций и визируется зав кафедрой.
Доклад на защите состоит из 3-х частей:
введения, аннотации и заключения. Текст редактируется на 7-10 минут
выступления. В тексте доклада делаются ссылки на 3-7 наглядных материалов (схем, таблиц,
рисунков), которые необходимо сделать в 5 кратном количестве (по числу членов
комиссии).
При определении итоговой (экзаменационной) оценки по курсу «Муниципальное
управление» преподаватель руководствоваться следующими критериями:
на «отлично» - оценивают
знания студента, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе,
последовательно, грамотно и логически стройно его излагающего, в ответе тесно
увязывающего теорию с практикой; при этом студент не затрудняется с ответом на
видоизмененное задание, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с монографической
литературой, правильно обосновывает
принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ;
на «хорошо» — за твердое знание
программного материала, грамотное и конкретное его изложение, без существенных
неточностей, правильное применение
теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач,
владение необходимыми навыками и
приемами;
на «удовлетворительно» — если
знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает
неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения
последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности
в выполнении практических задач;
на «неудовлетворительно» -
если не знает значительной
части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими
затруднениями выполняет практические
задания.
В настоящее время стоит такая задача: повышение объективности оценки уровня
знаний студентов по изучаемому предмету в применении его к будущей деятельности
специалиста;
усиление требовательности к знаниям студентов, не допуская положительной оценки
(«удовлетворительно») ответа на экзамене студента, не обнаружившего владения
программным материалом в объеме, необходимом для успешной дальнейшей учебы и
предстоящей профессиональной деятельности.
Эффективный контроль результатов учебной деятельности можно осуществить с помощью технических
средств, что позволяет сокращать время
проверки знаний в несколько раз по сравнению с традиционным устным экзаменом или зачетом.
5. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
1.
Структура
муниципальной науки.
2.
Содержание этапов
развития теории муниципального управления.
3.
Характерные черты
муниципального управления.
4.
Содержание и
соотношение понятий “местное самоуправление”, “муниципальное управление”,
“муниципальный менеджмент”.
5.
Основные объекты
муниципального управления.
6.
Содержание
методов, объект и предмет теории муниципального управления.
7.
Системы местного
самоуправления и муниципального управления и их взаимосвязь.
8.
Структура
субъекта и объекта муниципального управления.
9.
Типология
муниципальных образований.
10. Свойства муниципального образования как
социально-экономической системы.
11. Структура основных элементов муниципального
образования.
12. Подсистема управленческих элементов муниципального
управления.
13. Подсистема субъективных элементов муниципального
управления.
14. Миссия муниципального управления и муниципального
образования, определение, содержание и значение.
15. Цели муниципального управления.
16. Содержание понятий “уровень жизни” и “качество жизни”
и их роль в муниципальном управлении.
17. Определение и уровни задач муниципального управления.
18. Законы и закономерности муниципального управления.
19. Основные принципы муниципального управления и их
содержание.
20. Местное управление в России до 1917 года.
21. Советская система местного управления.
22. Основные характеристики и содержание англосаксонской
муниципальной системы.
23. Основные характеристики и содержание французской
муниципальной системы.
24. Основные характеристики и содержание коммунального
самоуправления Германии.
25. Содержание и соотношение понятий технология и
социальная технология, управленческая и муниципальная технология.
26. Состав и содержание универсальных функций управления.
27. Определение и содержание функций муниципального
управления.
28. Определение и содержание методов муниципального
управления.
29. Содержание экономических методов муниципального
управления.
30. Содержание административно-распорядительных и правовых
методов муниципального управления.
31. Содержание социально-психологических методов
муниципального управления.
32. Процесс муниципального управления.
33. Классификация управленческих решений.
34. Особенности и эффективность управленческих решений.
35. Структура муниципального хозяйства.
36. Функции управления муниципальными предприятиями.
37. Состав муниципального имущества.
38. Содержание, направления и повышение эффективности
управления муниципальным имуществом.
39. Структура финансовых средств муниципального
образования.
40. Бюджетный процесс в муниципальном образовании и его
стадии и принципы формирования местного бюджета.
41. Структура социально-культурной сферы муниципального
образования.
42. Деятельность органов местного самоуправления в
конкретной системе социально – культурной сферы муниципального образования
(здравоохранение, культура, образование, социальное обеспечение).
43. Этапы и
принципы управления муниципальным персоналом.
44. Органы управления гражданской обороны муниципального
образования.
45. Основные принципы развития муниципального образования
и разделы планов социально-экономического развития муниципального образования.
46. Принципы и формы взаимодействия региональной и
муниципальной власти.
47. Основные понятия, сферы и содержание муниципальной политики.
48. Объекты, инструменты и принципы муниципальной
экономической политики.
49. Содержание и объекты муниципальной политики в
социальной сфере.
50. Содержание и объекты муниципальной политики в
политической сфере.
51. Содержание, объекты и основные принципы муниципальной
политики в духовной сфере.
52. Международные правовые акты, регламентирующие местное
самоуправление.
53. Этапы развития российского законодательства о местном
самоуправлении.
54. Региональные и муниципальные нормативные акты,
регулирующие деятельность местных органов.
55. Организационные структуры муниципального управления и
их реализация.
56. Территориальное устройство местной власти в регионах.
57. Реформа территориальной организации местной власти.
58. Управление местным бюджетом.
59. Информация, и ее основные признаки.
60. Информационное обеспечение муниципального управления.
61. Классификация технических средств обеспечения
муниципального управления.
62. Определение и содержание муниципальной службы.
63. Эффект и эффективность в управлении.
64. Уровни критериев и
показатели эффективности муниципального управления.
65. Показатели-индикаторы социально-экономического
положения муниципальных образований.
66. Методы повышения эффективности управления.
67. Содержание и формы муниципального консалтинга и
понятие коучинга.
68. Менеджмент качества и его реализация в муниципальном
управлении.
69. Понятие и содержание бенчмаркинга.
70. Понятие и содержание реинжиниринга.
71. Понятие, основные задачи и функции логистики.
72. Понятие и основные направления муниципального маркетинга.
73. Понятие и содержание стратегического планирования.
74. Понятие и содержание стратегического управления.
75. Понятие и содержание управления по результатам.
76. Бюджетирование, ориентированное на результат и его
реализация.
77. Понятие и содержание управления проектами и его
реализация в муниципальном образовании.
78. Понятие и содержание территориального общественного
самоуправления.
79. Эффективность и формы взаимодействия местной власти и
ТОС.
80. Понятие, содержание и реализация фандрайзинга.
III. Распределение часов по темам и
видам работ
Дисциплина:
Специальность: 061000 –
Государственное и муниципальное управление
Автор: доцент, Васильев Алексей
Алексеевич
|
Тема
занятия |
Кол-во
часов |
Исп. инф.
техн. и ТСО |
Тема 1. |
Теория муниципального управления
|
л8 + п4=12 |
|
|
Лекция 1.
Теория
муниципального управления |
2 |
|
|
Лекция 2.
Система, субъект, объект и элементы муниципального управления |
2 |
|
|
Лекция 3.
Миссия, цели и задачи муниципального управления |
2 |
|
|
Лекция 4.
Законы, закономерности и принципы муниципального управления. Связь теории
муниципального управления с другими науками. |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1: доклады по лекциям 1 и 2. Тест по первым двум лекциям. |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2: доклады по лекции 3 и 4. Тест по двум последним лекциям |
2 |
|
Тема 2. |
Системы местного самоуправления |
л4 + п4 = 8 |
|
|
Лекция 1.
Российская и советская системы местного управления |
2 |
|
|
Лекция 2.
Зарубежные муниципальные системы |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1: доклады по лекции 1 |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2: доклады по лекции 2. Тесты по
теме |
2 |
|
Тема 3. |
Технология муниципального управления |
л4 + п4 = 8 |
|
|
Лекция 1.
Соотношение понятий технология и социальная технология, управленческая
технология и муниципальная технология. Функции муниципального управления |
2 |
|
|
Лекция 2.
Методы и процесс муниципального управления |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1. Рассмотреть содержание и обосновать функции муниципального
управления |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2. Проанализировать методы муниципального управления и объекты их
воздействия. Графически отобразить процесс муниципального управления,
последовательность и участие в нем органов местного самоуправления. Тесты по
теме |
2 |
|
Тема 4. |
Организация
муниципального управления |
л6 + п4 =10 |
|
|
Лекция 1.
Управление муниципальным хозяйством, имуществом и финансами |
2 |
|
|
Лекция 2.
Управление социально-культурной сферой, развитием муниципального образования
и муниципальным персоналом |
2 |
|
|
Лекция 3.
Управление в чрезвычайной ситуации и взаимодействие с органами
государственной власти. Тесты по
теме |
2 |
|
|
Компьютерная
деловая игра «Город»: построение и управление городом по заданным параметрам |
2 |
компьютеры |
|
Компьютерная
деловая игра «Город»: построение и управление городом по заданным параметрам |
2 |
компьютеры |
Тема 5. |
Основные
направления муниципальной политики |
л4 + п4 = 8 |
|
|
Лекция 1.
Основные понятия муниципальной политики. Муниципальная политика в
экономической и социальной сферах |
2 |
|
|
Лекция 2.
Муниципальная политика в духовной и политической сферах |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1. Разработать «древо» целей и задачи их достижения в экономической и
социальной сферах муниципального образования |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2. Разработать «древо» целей и задачи их достижения в духовной и
политической сферах муниципального образования. Тесты по
теме |
2 |
|
Тема 6. |
Обеспечение муниципального управления |
Л4 + п6 =10 |
|
|
Лекция 1.
Нормативно - правовое, организационное и финансово-экономическое обеспечение
муниципального управления |
2 |
|
|
Лекция 2.
Информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального управления |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1. На основе имеющихся материалов сделать анализ организационных форм и организационных структур
муниципального образования |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2. На основе нормативных материалов разработать положение о
структурном подразделении и должностную инструкцию муниципального служащего. |
2 |
|
|
Практическое
занятие 3. Разработать структуру WEB-сайта
муниципального образования Тесты по теме |
2 |
|
Тема 7. |
Эффективность
муниципального управления |
л2 + п4 = 6 |
|
|
Лекция 1.
Показатели и методы повышения эффективности |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1. Разработать и обосновать показатели эффективности муниципального
управления. |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2. Апробация методов повышения эффективности муниципального
управления. Тесты по теме |
2 |
|
Тема 8. |
Муниципальный менеджмент |
л4 + п6 =10 |
|
|
Лекция 1.
Муниципальный консалтинг и коучинг, бенчмаркинг и реинжиниринг, качество,
маркетинг и логистика |
2 |
|
|
Лекция 2.
Стратегическое планирование и управление, проектный подход и управление по
результатам, бюджетирование, ориентированное на результат, ТОС и фандрайзинг |
2 |
|
|
Практическое
занятие 1. Показать необходимость и практическое применение в муниципальном
управлении консалтинга, маркетинга, логистики и фандрайзинг |
2 |
|
|
Практическое
занятие 2. Практическая реализация стратегического планирования и управления,
управления проектами и по результатам в муниципальном управлении |
2 |
|
|
Практическое
занятие 3. Разработать устав, структуру и план работы органа ТОС. Тесты по
теме |
2 |
|
IV. Форма итогового
контроля
Входной контроль. Осуществляется в форме общего собеседования или
теста.
Текущий контроль. В течение семестра на практических занятиях ведется
обсуждение пройденного материала в различных формах (доклады, практические
ситуации), осуществляется персональная проверка усвоенных знаний в тестовой
форме.
Промежуточный контроль. Осуществляется в форме курсовой или
контрольной работы.
Итоговый
контроль. Осуществляется в форме экзамена.
V. Учебно-методическое
обеспечение курса
1.Конституция Российской Федерации. – М.:
ЮЛ, 1993.
2.Европейская Хартия о местном
самоуправлении. Русская версия. Страсбург. №92-871-0804-8. 1990.
3.Декларация о принципах местного
самоуправления в Российской Федерации // Народный депутат. 1993. №12.
4.Федеральный Закон Российской Федерации N
154-ФЗ от 28.08.95 “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации”// Собр. закон. РФ. - 1995. - N 35. - ст. 3506.
5.Федеральный Закон Российской Федерации N
138-ФЗ от 26.11.96 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” // Собр.
закон. РФ. - 1996. - N 49. - ст. 5497.
6.Федеральный Закон Российской Федерации
N123-ФЗ от 21.07.97. "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". //
Собр. закон. РФ. - 1997. - N 30. - ст. 3595.
7.Федеральный Закон Российской Федерации N
124-ФЗ от 19.09.97 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации”. // Собр. закон. РФ. - 1997. - N
38. - ст. 4339.
8.Федеральный Закон Российской Федерации N
126-ФЗ от 25.09.97 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1997. - N 39. - ст. 4464.
9.Федеральный закон “О ратификации
Европейской Хартии местного самоуправления” от 11 апреля
10.Федеральный закон “Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января
11.Указ Президента Российской Федерации N1617
от 9.10.93. «О реформе представительных органов власти и органов местного
самоуправления в Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1993. - N 41. -
ст. 3924.
12.Указ Президента Российской Федерации N2265
от 22.12.93. «О гарантиях местного самоуправления в РФ» // Собр. закон. РФ. -
1993. - N 52. - ст. 5071.
13.Указ Президента Российской Федерации N 568
от 11.06.97. “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской
Федерации” // Собр. закон. РФ. - 1997. - N 24. - ст. 2741.
14.Указ Президента Российской Федерации N
1370 от 15.10.99. "Об утверждении Основных положений государственной
политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. //
Собр. Закон. РФ. - 1999. - N 42. - ст. 5011.
15.Постановление Правительства РФ N 1251 от
27.12.95 «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления»//
Собр. закон. РФ. - 1996. - N 2. - ст. 121.
16.Постановление Правительства РФ N 266 от
6.03.96. "О некоторых мерах по реализации ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации ". // Собр. закон.
РФ. - 1996. - 12. - ст.1139.
17.Постановление Правительства Российской
Федерации от 27 июня
18.Постановление Правительства РФ N 1045 от
15.08.97. "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от
11.06.97. "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в
Российской Федерации". \\ Собр. закон. РФ. - 1997. - N 34. - ст.3984.
19.Федеральная комплексная программа развития
малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы.
Постановление Правительства РФ от 28 июня 1996 года №762.
20.Федеральная программа государственной
поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации
конституционных полномочий местного самоуправления. Постановление правительства
РФ. 1999.
21.Васильев А.А. Муниципальное
управление: конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2005.-552 с.
22.Воронин А.Г. Муниципальное
хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: ФИС, 2002.-176с.
23.Гладышев А.Г., Иванов В.Н.,
Мельников С.Б., Патрушев В.И., Основы современного муниципального управления.
-М., 2000. -198 с.
24.Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л.
Муниципальное управление: Учебное пособие. Хабаровск – Н.Новгород. ВВАГС, 1998.
–148с.
25.Игнатов В.Г. Становление
государственного и муниципального управления в современной России. РнД, 1998,
128 с.
26.Королев С.В. Теория муниципального
управления. - М. ВИНИТИ., 1999. -144с.
27.Кутафин О.Е., Фадеев В. И.
Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрист, 2001. –552с.
28.Муниципальный менеджмент:
Справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. –718с.
29.Радченко А.И. Основы
государственного и муниципального управления: системный подход. РнД. 2-е изд.
2001. 720 с.
30.Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное
городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов
местного самоуправления. - М.: Формула права, 2000. – 304 с.
31.Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы
развития местного хозяйства: Учеб. – М.: Дело, 2000. –264 с.
32.Шумянкова Н.В. Муниципальное
управление. М. 2002.- 640с.
1.
Васильев А. Муниципальное управление: Сборник тестов.
-Н.Новгород: Издатель ИП Гладкова О.Н., 2004.-523 с.
2.
Воронин А.Г., Лапин В.А. и др. Основы управления
муниципальным хозяйством. //СП б, 1996.
3.
Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление
муниципальной недвижимостью: Учеб .-практ. Пособие. –М.: Дело, 2001. –704с.
4.
Замотаев А.А. Местное самоуправление: Основные понятия
и термины. М., 1999.
5.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные
технологии государственного и муниципального управления. –2-е изд. перераб. и
доп. –М.: Экономика, 2001. –327с.
6.
Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. –
РнД: «Феникс», 2001. –416с.
7.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под рук.
Тихомирова Ю.А. –М.: НОРМА-ИНФРА.М, 1999. –460с.
8.
Местное
самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. –М.:
Юрид. лит., 1998. –784с.
9.
Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое
пособие./В.И.Васильев.- М.: 1999.-453с.
10. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник/ 2-е изд. Под ред. Ю.А. Дмитриева. –М.:
«Профобразование», 2000. –800с.
11. Муниципальное
управление. Базовые учебные планы и программы. –М-НН, ВВАГС, 1998. –188с.
12. Пенкова-Люейер
П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание,
приоритеты, механизмы осуществления: Муниципальное управление, вып. 3. –М.:
2000. –204с.
13. Справочник
о местном самоуправлении Российской Федерации 1998.-172с.
3. Перечень обучающих и
контролирующих компьютерных программ
а) ЭОС ГМУ;
б) компьютерная деловая игра «Город» (Sim City);
в) электронная книга на сайте: www.vasilievaa.narod.ru
Методические
рекомендации по преподаванию учебной дисциплины
Особенности
преподавания:
-на
заочном обучении и на факультете переподготовки в связи с меньшим количеством
аудиторных часов и сокращенным материалом курса, упор делается на
самостоятельную подготовку и индивидуальные задания в форме рефератов; методом
текущего контроля является тестирование, итоговый контроль в зависимости от
объема часов – экзамен или зачет;
-на
факультете повышения квалификации упор делается на рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих
в муниципальном управлении; в занятиях используются ситуационный метод (case studies) и деловые игры, текущий контроль осуществляется
тестированием, итоговый контроль - зачет.
Курс
может использоваться в дистанционном обучении,
в этом случае текущий и итоговый
контроль осуществляется тестированием, могут даваться индивидуальные
задания, взаимосвязь преподавателя и студента (слушателя) может поддерживаться
через электронную почту.
Необходимое техническое
обеспечение: компьютеры, выход в ИНТЕРНЕТ.